Аллея звёзд — Клим Шипенко — знаменитый режиссёр

Клим Шипенко — знаменитый режиссёр, сценарист, продюсер
Клим Шипенко — знаменитый режиссёр, сценарист, продюсер

ЦИТАТЫ:
««Холоп» снимался достаточно легко. Вот когда уже начались съёмки, особо проблем не было. Мы снимали в прекрасных локациях: в Пушкинских горах, в Санкт-Петербурге, летом — в Москве. Погода была в основном хорошая. Я думаю, что эта энергия, это удовольствие, оно как раз и передалось зрителям.»
«Мне очень повезло. Я попал на несколько съёмочных площадок. На той, где я провел больше всего времени в качестве студенческой практики, снимали «Любовь по правилам и без» с Джеком Николсоном, Кианом Ривзом и Дайан Китон. Я провел там три месяца в качестве ассистента-ассистента-ассистента в операторской группе, но дело было не в роли. Я всё видел и многому научился.»
«...я с детства любил космос и даже какое-то время мечтал стать космонавтом. Потом я, конечно, эту мечту забросил, но она, видите, в таком вот виде ко мне вернулась: я стал кинематографическим космонавтом. В детстве очень любил фильм «Москва-Кассиопея», я его очень много раз смотрел.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Всем доброе утро! Он в прямом смысле летал к звёздам, но не заработал звёздную болезнь. А ещё блестяще умеет работать с текстом и вернул в обиход забытое слово «холоп». Клим Шипенко в гостях у «Первой смены» — именитый режиссёр, сценарист, продюсер! Доброе утро!

Клим Шипенко: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Клим, во-первых, мы хотим вас поздравить с очередной кинопремьерой: «Холоп-2» уже третью неделю возглавляет все российские чарты.

Шипенко: Спасибо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Когда вы решили снимать вторую часть? Сразу появилась такая идея?

Шипенко: Ну, мы думали о том, что будем снимать давно — после того, как первая часть побила прокатный рекорд, дальше — любовь зрителей и т.д. — вот тогда уже начали флиртовать с этой идеей. Хотя изначально казалось, что история закрыта и продолжения не будет. Вот. Тогда ещё начали. А решение приняли года два назад, когда уже появился сценарий. Появился написанный сценарий, теми же сценаристами прекрасными. И вот в этот момент было понятно, что он будет. Пока сценария нету, всегда, ну как бы непонятно — будет фильм, не будет? Появляется текст — всё, это мы делаем. Так это было два года назад.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Второй «Холоп» стал первым фильмом этого года. Насколько мы помним, премьера прошла именно первого января. Скажите, а именно этот день как вы встречали? Ну, и вообще новогодние праздники как у вас сложились?

Шипенко: Ой, слушайте, я в этом году был в семейном кругу, дома. У себя все родственники собрались. Поэтому день первого января в этом плане у меня был семейный.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Оливье доедали?

Шипенко: Доедал. В этом году все в Москве с оливье было.

УТРЕННЕЕ ШОУ: «В Москве с оливье». Это, кстати, может быть, какой-то рубрикой или названием вашего следующего фильма под 1 января.

Шипенко: «В Москве с оливье». Хм, да.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, это надо сначала текст посмотреть, знаете ли. И вот тогда станет ясно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Клим, вы сняли много популярных фильмов. «Салют 7», «Текст», «Вызов». Про «Холопов» мы уже сегодня немного вспоминали. А какая картина для вас была, ну, скажем так, самая легкая в производстве? Вот когда минимум правок, монтажа, дублей…

Шипенко: Одной из них точно был «Холоп». Потому что обычно много проблем, сложности на съемочной площадке: всё как-то сопротивляется, и ты пытаешься перегнуть в свою сторону. А «Холоп» снимался достаточно легко. Вот когда уже начались съёмки, особо проблем не было. Мы снимали в прекрасных локациях: в Пушкинских горах, в Санкт-Петербурге, летом — в Москве. Погода была в основном хорошая. Я думаю, что эта энергия, это удовольствие, оно как раз и передалось зрителям. По крайней мере, мне так кажется. В общем, вот, наверное, «Холоп» точно одна из них.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А на каких режиссеров вы конкретно ориентируетесь в профессии? Может быть, на кого-нибудь из метров прошлого и современности?

Шипенко: Вы знаете, я очень много люблю разных режиссеров. Уже ни на кого не ориентируюсь. Ну, всё-таки когда первые фильмы снимаешь, у тебя есть кумиры, и ты там вольно-невольно как-то посматриваешь в эту сторону: ну, они же так делают, ну, значит, я тоже так могу. Я уже, получается, снял 10 фильмов. После пятого, кажется, я уже перестал ориентироваться и как-то пытаюсь найти свой собственный стиль.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А юный, начинающий Клим Шипенко?

Шипенко: Я большой поклонник Финчера, Пола Томаса Андерсона, Вуди Аллена. У меня их очень много. Коппола, Франсуа Трюфо. Я могу перечислять и перечислять. Кассаджон, Кассадгетис. Это если из прошлого. Есть и современные, конечно, которые сейчас работают: Финчер и Пол Томас Андерсен. Вот, я вообще синефил. Очень люблю не только снимать кино, ещё и смотреть. Я кино живу, читаю, учусь постоянно, в общем, это моя жизнь.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А какой фильм последний посмотрели и, например, можете порекомендовать из не своих фильмов, да, но из любимчиков? Что посмотреть сегодня вечером? Сегодня пятница, как раз отличный день после рабочей недели.

Шипенко: Ну, вообще, я вроде как здесь, чтобы рекламировать свой фильм (смеётся).

УТРЕННЕЕ ШОУ: И всё же! По Скорсезе пройтись!

Шипенко: Кстати, Скорсезе ещё не смотрел, он уже вышел на стриминг-платформе. Меня немножечко отталкивает хронометраж, но говорят очень хорошо.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Три с половиной часа, кажется, идёт.

Шипенко: Да, я включаю, смотрю на эти три с половиной часа, и думаю: «Ладно, наверное, не сегодня». Мне очень понравился сериал «Ради всего человечества», но не последний сезон, а первый — космический — такая альтернативная история космоса. Недавно закончил смотреть четвертый сезон, но мне он меньше понравился. По-моему, первые три очень хорошие.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Клим, ваша биография не типична для российского режиссёра, потому что основы кино вы изучали в Голливуде. Как так вышло? Расскажите, как в 16 лет, если я не ошибаюсь, вы оказались в Лос-Анджелесе.

Шипенко: Я достаточно рано начал любить кино и очень много его смотрел. Так получилось, что я полюбил больше всего американское кино. Уж как было, так было. И, естественно, когда я понял, что я хочу его снимать, я подумал, что, наверное, мне надо учиться там. Вот поэтому и попросил тогда маму организовать мне возможность поехать. Мне было 15 лет, и тогда, слава богу, подвернулась программа по обмену, и я там оказался.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же ещё присутствовали на съёмках американских фильмов?

Шипенко: Да, так потом случилось. Мне очень повезло. Я попал на несколько съёмочных площадок. На той, где я провел больше всего времени в качестве студенческой практики, снимали «Любовь по правилам и без» с Джеком Николсоном, Кианом Ривзом и Дайан Китон. Я провел там три месяца в качестве ассистента-ассистента-ассистента в операторской группе, но дело было не в роли. Я всё видел и многому научился.

УТРЕННЕЕ ШОУ: На ваш взгляд, в чём отличия в процессе съёмки кино там — за океаном — и в нашей отечественной традиции?

Шипенко: Разница большая. Процесс лучше и сильнее организован. Там есть понимание, что каждая секунда стоит очень много денег. У нас об этом не помнят или не так хорошо помнят.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Друзья, напоминаем, если кто-нибудь из сферы кино нас слушает: 8 часов, а дальше — переработки.

Шипенко: Ну, 12 часов. Потом переработки.

УТРЕННЕЕ ШОУ: 12 часов, друзья, потом переработки.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И у нас есть звонок Андрея из Нижнего Новгорода на связи. Приём? Андрей, вы с нами?

Андрей: Алло, да-да, здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Первый, первый, я второй». Так надо говорить сегодня?

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Хьюстон, Хьюстон! Выходим на связь». Андрей, не будем терять драгоценных секунд. Думаю, вы в курсе, что у нас сегодня в гостях Клим Шипенко и вы можете задать вопрос нашему гостю.

Андрей: Конечно. Клим, здравствуйте! Спасибо вам большое за вашу работу! Честно говоря, фильм «Вызов» был отличный. Посмотрели всей семьёй. И за тем, как вы готовились, и за тем, как летели вместе с Юлей Пересильд. Если бы вам второй раз предложили лететь, вы бы согласились или всё-таки подумали?

Шипенко: Да! Даже бы не думал. Согласился бы полететь, конечно. Я скучаю по космосу, скучаю по невесомости. Юля тоже, я знаю. Это какое-то время, которое уже вспоминается, как сон. И ты думаешь: «Блин, такой опыт!». Конечно, когда всё происходило, это была повседневная жизнь: сегодня я тренируюсь перед полётом в космос, завтра я лечу на Байконур. Воспринималось как норма. Потом сажусь в ракету и лечу. Всё по плану. А сейчас, когда вспоминаешь, думаешь: «Блин, была бы возможность это повторить, круто было бы...»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Если у вас есть ещё вопросы, можете задавать.

Андрей: Интересно, как прошла ночь перед полетом? Вы вообще спали, не спали, выпили снотворное?

Шипенко: Нервно прошла, я выпил снотворного где-то в 8 вечера, потому что нам надо было вставать в 3 утра. Я заснул, но проснулся через 2 часа. Потом где-то до полпервого-до часа ходил туда-сюда, потом лежал ворочался, пытался заснуть и как-то ближе к ночи задремал, но очень нервно, чутко. В 3 часа ночи меня уже разбудили — отправили на всякие врачебные медицинские процедуры.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Андрей, спасибо большое за участие!

Шипенко: Спасибо огромное, Андрей!

УТРЕННЕЕ ШОУ:  У нас ещё один вопрос прилетел на данный момент в WhatsApp: «Что на память от полета в космос у вас осталось? Может быть, космонавты вам что-то подарили, или вы сами решили оставить там какую-то вещь?»

Шипенко: Я там оставил кинокамеру в космосе, на которую снимал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Дорогой подарок!

Шипенко: Да, в подарок всем космонавтам, которые захотят снимать свои видео в очень хорошем качестве. Это вот кинематограф оставил такой вот девайс там. А себе на память оставил очень много разных вещей, которые со мной туда летали. Шевроны, майки, ложки, которыми там ел. У космонавтов вообще очень много суеверий, ритуалов и сувениров. У меня много вещей, которые со мной летали. Вот часы, например, на мне. Это те часы, которые были со мной в космосе, и я их ношу с тех пор.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Класс!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Буквально несколько минут назад мы с вами говорили про ваш самый легкий фильм в производстве. Вы говорили, что это «Холоп». А если говорить про «Вызов», это самый сложный фильм в плане создания? Вот что было самое трудоёмкое? Потому что мы все прекрасно понимаем, в каких условиях это снималось.

Шипенко: Это был, безусловно, один из самых сложных. Почему — объяснять не требуется. Может, не самый сложный, но один из двух точно. Сложность заключалась, конечно же, в том, что на МКС никто большого художественного кино не снимал. Поэтому как это делать, как добиться этого качества большого кино? Не просто, чтобы это выглядело, как будто мы туда прилетели, камерой помотали и всё. И потом типа: «Мы первые!». Нужно было добиться большого хронометража: по-моему, получилось 55 минут — 40 процентов всего фильма, наверно. Нужно было подумать, как фильм, снятый в космосе, выглядел как действительно большое кино. И, конечно, сложность заключалась в том, что на Земле, как вы знаете, киносъёмочная группа — это 100 человек, а сложная постановочная мощь — ещё больше. И все эти люди, надо сказать, они не просто так. У них есть равные функции, они что-то делают. И когда мы там с Юлей оказались, космонавты нам помогали. Но не забывайте, что они также актёры в фильме, они стояли в кадре, а у меня помощников не было: фокус, свет ставил, и так далее. Вот поэтому это была самая главная сложность. Вызов, действительно. И не было никого до нас, с кем можно было это обсудить, у кого было бы спросить: а как там вообще это, а как там-то. Одна огромная импровизация это всё было.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как мы понимаем, тема космоса для вас одна из любимых: помимо «Вызова» вы сняли ещё «Салют 7». Скажите честно, вы прямо с детства космос любили? Может быть, у вас были даже какие-то любимые фильмы про космос? Поделитесь.

Шипенко: Да, я с детства любил космос и даже какое-то время мечтал стать космонавтом. Потом я, конечно, эту мечту забросил, но она, видите, в таком вот виде ко мне вернулась: я стал кинематографическим космонавтом. В детстве очень любил фильм «Москва-Кассиопея», я его очень много раз смотрел. Помню отчетливо, как это происходило.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Спасибо. Не бойтесь мечтать, друзья! И пусть ваши мечты вот так реализуются во взрослой жизни и дарят нам такое творчество!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы уже за эфиром немножечко начали говорить о музыке. Хотелось бы, чтобы и наши слушатели это узнали. Расскажите про музыку, которую ставят перед полетом всем космонавтам.

Шипенко: Это музыка, которую выбирает каждый космонавт. У каждого есть возможность выбрать 5 песен, они звучат перед стартом. Когда мы взлетали, я плохо помню, что заказал Антон Шкаплеров. Только помню «Антошка, Антошка». Юля хорошо прошлась по российской эстраде. Помню, мы слушали Аллу Пугачёву и Анну Герман. У меня в голове засела песни Анны Герман «Эхо», которая в итоге стала лейтмотивом всего фильма, потому что Юля потом пела её просто так на МКС. Когда мы там что-то делали, она её напевала. Так всё время в голове она и звучала, потом перетекла в фильм. А я что заказал? Ну, я разные песни. И The Beatles и Эминема. Да у меня какой-то был драйвовый плейлист — настраивающий на серьезные свершения.

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Лечу на подвиги».

Шипенко:  Да, такой заряжающий плейлист. «Let it be» был, что-то  ещё.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Думаю, что артистам, которые поучаствовали в «подготовке», было бы очень приятно узнать, что их «взяли» в космос.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да. Знал ли условный Эминем, что под него в космос летят? И сняли там первый художественный фильм.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Скажите честно, ваши представления о космосе, которые были в детстве, как-то изменились после вашего полета на МКС?

Шипенко: Я представлял космос достаточно хорошо и подробно, потому что до этого снял фильм «Салют 7». Так что много читал, изучал. В детстве, понятно, я как-то думал, что вот там летают, невесомость. Потом я очень хорошо в это погрузился уже с теоретической точки зрения и летал на самолёте, на котором имитируют невесомость и так далее. Поэтому, когда я там очутился, то примерно так себе всё и представлял. Просто теперь я начал это чувствовать. То есть человек может летать. Оказывается, это возможно и это происходит не на Земле, но в космосе человек летает.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Продолжая космическую тему. Антон Шкаплеров был у нас в гостях и очень хвалил ваш вестибулярный аппарат.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Было дело.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Чего вам это стоило? Диеты, особый режим сна? Или оно дано природой?

Шипенко: Ничего не стоило. Вестибулярный аппарат у меня изначально хороший — спасибо родителям. Его, наверно, можно тренировать, но не слишком понятно как. И у Юли, и у меня в этом смысле всё оказалось хорошо. Мы вообще не страдали во время адаптации — обычно это первая неделя после прилёта. К тому же, мы были на таком адреналине! У нас не было этой недели: у нас всего 12 дней, и никто такую «командировку» не продлит. Мы, кстати, просили продлить, но нам ответили, что это невозможно. Так что надо было собраться и работать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы нашли космическую анкету участника полёта Клима Шипенко под порядковым номером 575. Там сказано, что в детстве вы всерьёз увлекались баскетболом и даже были членом юношеской сборной России. Расскажите, как в вашей жизни появился этот вид спорта. Бросаете ли вы сейчас мяч в кольцо?

Шипенко: В детстве влюбился в баскетбол. Играл во дворах, в ЦСКА играл. Лет 5 играл. Периодически игроков брали в сборную, я в этом участвовал два раза.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Какой-то спорт на МКС был у вас?

Шипенко: Нет, у меня там только кино было. Какой там спорт?! Но, насколько я знаю, когда идут Олимпийские игры, космонавты придумывают, например, как пролететь станцию на скорость. С наименьшим количеством отталкиваний и касаний стены. У них есть какой-то мячик, они его головой пинают. Получаются такие земные виды спорта в шуточном невесомом варианте. Понятно, плавать, например, нельзя, но можно делать вид, что плывёшь. Спорт там в тренажёрах. Космонавты занимаются каждый день: беговые дорожки, велосипед, имитация различных тяжестей.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вам, судя по всему, хватило напряжения от съёмок — вот спорт.

Шипенко: О, да!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы как-то в интервью говорили, что работа для вас — это хобби. Когда появляется свободная минутка, чем вы можете себя занять, кроме работы? Может, хотели бы чему-то научиться?

Шипенко: Не перечислить, скольким вещам я хочу научиться. А так, с удовольствием путешествую, катаюсь на сноуборде, летаю на парапланах, играю в баскетбол, в большой теннис. Люблю активный образ жизни.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Сёрфинг пробовали?

Шипенко: Пробовал. Очень сложно. Недавно был на Камчатке, там вода холодная, и тебя одевают в гидрокостюм, который на 15 кг делает тебя тяжелее. Так что очень сложно было. Сёрфить лучше где потеплее.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В этом году у вас выйдет фильм «Декабрь» — картина о Сергее Есенине. Как возникла идея этого кино? Не было ли опасений браться за классика русской поэзии?

Шипенко: Да, выйдет в этом году, осенью. Точная дата пока не определена. Я всю жизнь поклонник творчества и образа Сергея Есенина и думал, что нужно снять про него что-то. Мне всегда казалось, что очень мало про него снято. А то, что есть, меня не удовлетворяло. Решил попробовать. Это не биографический фильм. Это фантасмагория про три последних дня жизни поэта. Это моя интерпретация, моя фантазия — сон во сне.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Какие сценарии сейчас лежат на столе Клима Шипенко? О чём будущее кино?

Шипенко: Так много всего, честно говоря. Много идей, и я пока не понимаю, какая из этих идей быстрее воплотится в готовом сценарии. Поэтому не могу ничего анонсировать. И не хочу. Надежда на фильм появляется, когда появляется сценарий, и ты думаешь: «Этот текст я хочу экранизировать». Пока ни один из этих проектов до этой стадии не доведён. Может, через месяц говорили бы, я бы вам сказал, мол, вот этот текст на такой-то стадии.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Хорошо, мы вам наберём (смеются).

Шипенко: Да, и выведете меня в эфир.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Почему важно смотреть российское кино? Как режиссёр что можете сказать?

Шипенко: Потому что никто другой про вас не снимает. Кроме российского кино, ничего не способно рассказать про людей, про историю страны.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Попытки, конечно, были «Войну и мир» и «Анну Каренину» снять…

Шипенко: Но мы же понимаем, что лучше наших постановок не будет. В этом плане точно. Мы сразу видим: когда это про нас, а когда не про нас. Российскому кино нужен зритель. Ему нужен зритель, который ходит в кинотеатры. Тогда получается обмен энергиями.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Абсолютно точно.

Шипенко: Оно того стоит. Большой экран даёт особенное ощущение.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Даже реклама, которая идёт в начале сеанса, особенно с нарезками новых фильмов, — это же мини-приключение.

Шипенко: Да, точно. Ходите в кино!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Напоминаю, в гостях у «Первой смены» был кинорежиссёр, сценарист и продюсер Клим Шипенко. Спасибо вам за утро, за то, что в столь ранний час нашли время встретиться с нами в пятницу. Желаем удачи в творческих начинаниях, будем ждать новых премьер.

Шипенко: Спасибо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Пусть никакие пространственно-временные ограничения не мешают вам в воплощении идей!

Шипенко: Какая речь! Спасибо большое!

УТРЕНЕЕЕ ШОУ: Через месяцок мы вам позвоним.

Шипенко: Хорошо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: До встречи!

26.01.2024